Полезные ссылки:

Проведение процедур банкротства


Информация для организаций, отвечающих признакам несостоятельности. Услуги в области проведения процедур банкротства на территории Центрального, Поволжского и иных округов Российской Федерации.
Информация для организаций, отвечающих признакам несостоятельности. Основным нормативно-правовым источником, регламентирующим действия организации, отвечающей признакам неплатежеспособности, является Федеральный закон от 26.10.2002 г. №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В основу признания банкротами юридических лиц положен признак неплатежеспособности, заключающийся в неспособности должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом юридическое значение неплатежеспособность будет иметь только в том случае, если соответствующие обязательства не были исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, а сумма задолженности составляет не менее трехсот тысяч рублей.

Закон возлагает на руководителя должника обязанность по подаче в арбитражный суд заявления о признании организации банкротом в случае, если:

- удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

- органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

- органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

- обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

- должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.

Важно!Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств. В случае не выполнения обязанности по подаче в арбитражный суд заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) на руководителя организации может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам должника в размере неудовлетворенных в процедуре банкротства требований кредиторов.

Также Законом определено право должника на подачу заявления о признании его несостоятельным (банкротом). Такое право возникает в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. Данный механизм способствует введению процедуры банкротства и восстановлению платежесопсобности должника на ранних сроках.

Законодательство Российской Федерации не предусматривает иных легальных способов добросовестного "ухода" от долгов, которые дают возможность ликвидировать организацию без удовлетворения требований кредиторов должника в полном объеме. Так, например, добровольная ликвидация организации в порядке ст.63 Гажданского кодекса РФ невозможна в случае, если ликвидатором будет выявлен признак недостаточности имущества должника для погашения требований всех кредиторов. В таком случае, на ликвидатора возлагается обязанность по подаче в арбитражный суд заявления о признании ликвидируемого должника банкротом, после чего подлежит введению упрощенная процедура банкротства в виде проведения конкурсного производства, минуя стадию наблюдения. Реорганизация же юридического лица предусматривает переход всех прав и обязанностей к иному лицу, т.е. не предусматривает прекращения обязательств как таковых.

Нецелесообразным является и бездействие руководства должника по подаче заявления о признании организации банкротом в случае ведения в отношении должника исполнительных производств по требованиям кредиторов. Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не предусматривает механизмов пропорционального, справедливого удовлетворения требований всех имеющихся кредиторов юридического лица и признания неудовлетворенных требований погашенными, а следовательно, возможно предпочтительное удовлетворение требований отдельных кредиторов. В случае инициации процедуры банкротства в отношении должника по заявлению кредитора/уполномоченного органа, не получившего удовлетворения своих требований, и установления признаков банкротства, перечисление денежных средств отдельным кредиторам в ходе исполнительных производств с большой вероятностью может быть оспорено, а руководство должника привлечено к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, ввиду не исполнения обязанности по подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. В случае же отсутствия такого заявления с одновременным обращением взыскания на имущество должника, организация имеет все шансы потерять остатки ликвидного имущества, за счет которого можно было бы финансировать процедуру банкротства, без чего введение процедуры не представляется возможным в общем порядке, а неисполненные обязательства должника продолжают свое действие.

Наконец, следует признать ненормальной практику отдельных собственников бизнеса по смене состава участников (акционеров) и руководства юридического лица (реализация доли в уставном капитале и т.п.), отвечающим признакам банкротства.

Важно! "Бросив" организацию-должника, собственник теряет механизмы контроля сложившейся ситуации, и не освобождает себя от ответственности за действия, свидетельствующие, например о преднамеренном банкротстве, фактах мошенничества (в случае одновременного вывода активов должника), уничтожении бухгалтерских документов т.п., которые произошли в период, когда действия должника контролировались им. Также невозможно и спрогнозировать действия будущего руководства должника, которое, обладая доступом к документам должника, может попытаться возложить ответственность за свои неправмерные действия на бывших владельцев компании.

Как видно, в предверии банкротства предприятия возможны различные сценарии развития событий. Естетсвенно желание кредитора получить удовлетворение своих требований, в т.ч. с использованием механизмов исполнительного производства, наложения ареста на имущество, счета организации и т.д. С другой стороны, собственник компании-банкрота заинтересован в сохранении бизнеса, реализации ее имущества по максимальной цене, а возможно и в приобретении активов с целью продолжения ведения предпринимательской деятельности "с нуля" уже от имени иной организации.

Сгладить острые углы противостояния между интересами кредитора и должника призван институт несостоятельности (банкротства). При его применении стороны приходят к компромиссному решению проблемы. Только Закон о банкротстве содержит механизмы, которые способны, с одной стороны, не допустить злоупотребления со стороны кредиторов и дальнейшего ухудшения финансового состояния должника (например, снятие арестов и иных ограничений с имущества должника с момента введения в отношении него процедуры наблюдения, наложение моратория на исполнение обязательств должника, возможность прибегнуть к процедурам восстановления платежеспособности в виде перепрофилирования производства, замещения активов, рассрочки и отсрочки платежей, продажи части имущества и др.), с другой - не допустить незаконное отчуждение имущества должником, предпринять меры по возврату имущества, которое было реализовано на нерыночных условиях, денежных средств, направленных на преимущественное удовлетворение требований отдельных кредиторов, и др., посредством оспаривания сделок должника, тем самым увеличив конкурсную массу. Наконец, основное преимущество для должника - это возможность легального "ухода" от долгов перед кредиторами, ведь с момента исключения организации из ЕГРЮЛ в итоге завершения процедуры конкурсного производства неудовлетворенные в ходе процедуры банкротства требования кредиторов считаются погашенными.

Важно! Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд или такие требования признаны арбитражным судом необоснованными (п.9 ст.142 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

Таким образом, мы приходим к выводу, что подача руководством организации заявления о признании должника банкротом, в случае если юридическое лицо отвечает признакам неплатежеспособности, является единственно верным и законным решением, которое снимает с руководства часть лишней ответственности по обязательствам должника и дает возможность прибегнуть к механизмам либо восстановления платежеспособности, либо реализации имущества должника

Теперь, когда Вы имеете общее представление о логике законодателя при моделировании действий должника при наличии у него признаков банкротства и о механизмах, способствующих недопущению ухудшению финансового положения/вывода активов должника, встает вопрос о порядке проведения процедур банкротства и роли ответственных за проведение таких процедур лиц.

В общем виде ход событий при проведении процедур банкротства можно изобразить следующим способом:

1) подача заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд по месту нахождения должника. Помимо обязанности по подаче заявления о банкротстве руководством должника, законом предусмотрено право кредитора/уполномоченного органа по подаче такого заявления;

2) рассмотрение обоснованности заявления арбитражным судом и в случае признания его обоснованным - введение процедуры наблюдения;

3) проведение процедуры наблюдения временным управляющим, анализ финансового состояния должника, наличия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, проведение первого собрания кредиторов, с целью принятия решений о дальнейшей судьбе предприятия-должника (в т.ч. выбор последующей процедуры банкротства);

4) введение в отношении должника реабилитационных процедур, либо признание его несостоятельным (банкротом) и введение в отношении него процедуры конкурсного производства;

5) проведение арбитражным управляющим процедуры банкротства в виде применения комплекса мер, предусмотренных законом, с целью достижения основной цели соответствующей процедуры банкротства (например, для процедуры конкурсного производства данные меры могут заключаться в выявлении имущества должника, взыскании дебиторской задолженности, оспаривании незаконных сделок, реализации имущества с торгов, расчетах с кредиторами и др.);

6) Прекращение процедуры банкротства в случае восстановления платежеспособности должника, заключения мирового соглашения, либо завершение процедуры конкурсного производства, исключение должника из ЕГРЮЛ.

Описанная выше схема не является единственно возможной. т.к. законом предусмотрена возможность перехода из одной процедуры банкротства в другую, при достижении определенных условий. Кроме того, существуют особенности проведения процедур банкротства в отношении отдельных видов должников (пр.: физические лица, сельскохозяйственные, градообразующие предприятия, предприятия-застройщики и др.), а также упрощенных процедур банкротства отсутствующих, ликвидируемых должников.

Как видно, в любой вариации приведенных выше схем ключевую роль при проведении процедур банкротства играет арбитражный управляющий, который является непосрественным исполнителем механизмов и мер, предусмотренных Законом о банкротстве для той или иной процедуры банкротства, в т.ч. исполняет обязанности руководителя должника в процедурах внешнего управления и конкурсного производства (Кто такой арбитражный управляющий? Как выбрать арбитражного управляющего в Ульяновске, Самаре и Казани).

Закон о банкротстве предусматривает отдельные неординарные для корпоративного права коллективные органы управления должником (например, собрание/комитет кредиторов), имеющие широкие исключительные полномочия (утверждение кандидатуры арбитражного управляющего, решение вопроса о последующей процедуре банкротства, утверждение плана внешнего управления, порядка реализации имущества должника и др.), однако конкретным исполнителем принятых такими органами решений является арбитражный управляющий. Он же, в ряде случаев, и является инициатором принятия решений коллективными органами управления должником, формирует повестку дня и вносит на рассмотрение проекты решений.

Учитывая важность роли арбитражного управляющего в ходе проведения процедур банкротства, естественным является желание кредиторов и должника о том, чтобы обязанности арбитражного управляющео исполнялись лицом, имеющим достаточную профессиональную квалификацию и были действительно направлены на достижение целей процедур банкротства, а не на собственное обогащение и отстаивание интересов отдельных кредиторов или должника.

Важно! Изначально, арбитражный суд утверждает кандидатуру арбитражного управляющего, указанного в заявлении кредитора (уполномоченного органа) о признании должника банкротом, и поступившим в суд первым и по которому принят соответствующий судебный акт о введении процедуры банкротства. В случае подачи заявления о признании банкротом самим должником, в заявлении может быть указана лишь саморегулируемая организация, из числа членов которой утверждается арбитражный управляющий. Саморегулируемая организация выбирается случайным образом при обязательном опубликовании должником намерения обратиться в суд с соответствующим заявлением о банкротстве. В дальнейшем (например, при переходе в иную процедуру банкротства, в случае отстранения/освобождения арбитражного управляющео от выполнения своих обязанностей, кандидатура арбитражного управляющего утверждается на собрании кредиторов должника(ст.45 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

В практике проведения процедур банкротств, наверное, еще не было случая, когда отдельный кредитор, либо должник не пытался взять контроль над процедурой банкротства. Такой контроль возможен при указании в заявлении кредитора о признании должника банкротом конкретной кандидатуры арбитражного управляющего, подлежащего утверждению судом, а также путем дальнейшего включения в реестр требований кредиторов большинства требований с целью единоличного принятия решений на собрании кредиторов должника. Должник же заблаговременно старается обеспечить наличие "своего" кредитора, чтобы вовремя подать от его имени заявление о признании себя банкротом. При этом, очень важно понимать, что даже на стадии процедуры наблюдения от позиции арбитражного управляющего во многом зависит судьба предъявляемых в арбитражный суд требований кредиторов, т.к. именно он обладает информацией о документации, обязательствах должника, имеет право направлять любые запросы в государственные и иные органы, проводить проверки и т.п., а следовательно, может в любой момент предъявить/преднамеренно не предъявить обоснованные возражения относительно того, либо иного требования кредитора.

Также, уже на стадии процедуры наблюдения временным управляющим анализируется финансовое состояние должника, выявляются признаки преднамеренного/фиктивного банкротства, анализируются сделки, подлежащие признанию недействительными, факты незаконных действий руководства должника, которые в последующем могут быть оспорены, либо являться основанием для привлечения соответствующих лиц к гражданско-правовой, административной, либо уголовной ответственности.

Зачастую, можно встретиться со злоупотреблениями своими правами арбитражными управляющими с целью отстаивания интересов того, либо иного лица, участвующего в деле о банкротстве должника (как правило, это выражается в бездействии со стороны управляющего по предъявлению обоснованных возражений относительно требований отдельных кредиторов, по выявлению имущества должника и предъявлению требований к третьим лицам, по оспариванию сделок должника, а в ряде случаев - незаконные действия по способствованию вывода активов и сокрытию информации о финансовом положении должника. Возможен также неадекватный анализ финансового состояния должника, который рассматривается арбитражным судом как весомое доказательство, и ложное выявление признаков преднамеренного банкротства с целью инициации привлечения руководства должника к ответственности в интересах отдельного кредитора.

Важно! Закон о банкротстве предусматривает ряд средств защиты от незаконных действий лиц, участвующих в деле о банкротстве (пр.: направление жалобы на действия арбитражного управляющего с требованием о его отстранении, оспаривание результатов торгов, возможность получать информацию о результатах инвентаризации, реализации имущества должника из открытых источников и др.). Однако, следует признать, что обеспечение ведения процедур банкротства профессиональным лицом, вызывающим доверие у инициатора процедуры банкротства, посредством указания в заявлении о признании должника банкротом конкретной кандидатуры арбитражного управляющего, является превентивной мерой для данного лица по контролируемому ходу процедуры банкротства.

Видов и механизмов незаконного поведения отдельных лиц, участвующих в деле о банкротстве, достаточно много. Отдельные из них подробно описываются в соответствующих разделах веб-сайта "Банкрот-Информ". Все они являются причиной обращения к лицам, обладающим специальными знаниями и наработанной практикой, с целью противодействия таким действиям.




Услуги в области проведения процедур банкротства. Специалистами Банкрот-Информ оказываются квалифицированные юридические и бухгалтерские услуги в области проведения процедур банкротства как со стороны должника, так и со стороны кредитора (Подробнее о механизмах защиты и информация о проведении процедур банкротства для кредиторов). Также предоставляется помощь в проведении процедур банкротства непосредственно арбитражным управляющим (Подробнее об услугах арбитражным управляющим, в т.ч. о проведении анализа финансового состояния должников).

Для организаций, отвечающим признакам несостоятельности (банкротства), предоставляются услуги по комплексному сопровождению процедуры банкротства от подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом до исключения организации из ЕГРЮЛ.

Возможно оказание услуг как с предоставлением кандидатуры арбитражного управляющего, который непосредственно реализует меры, предусмотренные Законом о банкротстве, так и без предоставления кандидатуры такого.

Как правило, комплексное сопровождение процедуры банкротства предусматривает следующие мероприятия:

1) подготовка к процедуре банкротства (анализ финансового состояния предприятия, кредиторской задолженности, выработка рекомендаций по восстановлению бухгалтерского учета, оптимизации платежей и налоговой нагрузки, возможному восстановлению платежеспособности должника, составление плана мероприятий по процедурам банкротства);

2) подготовка заявления о признании должника банкротом, в т.ч. с предоставлением кандидатуры арбитражного управляющего для утверждения в процедуре банкротства, либо без предоставления кандидатуры;

3) представительство в арбитражном суде в деле о банкротстве должника от имени должника;

4) консультации и подготовка требований кредиторов для включения в реестр требований кредиторов на основании представленных документов, представительство в суде от имени кредитора;

5) проведение процедуры наблюдения (в случае утверждения кандидатуры арбитражного управляющего: анализ финансового состояния должника, признаков преднамеренного/фиктивного банкротства, анализ и подготовка мотивированных заключений по конкретным требоаниям кредиторов, ведение реестра требований кредиторов, созыв и проведение первого собрания кредиторов), либо контроль за ходом проведения процедуры наблюдения, в т.ч. организация отношений с временным управляющим должника, участие в первом собрании кредиторов;

6) проведение реабилитационных процедур, либо процедуры конкурсного производства в отношении должника (в случае утверждения кандидатуры арбитражного управляющего: проведение инвентаризации имущества, осуществление мер по охране имущества, судебное и внесудебное взыскание дебиторской задолженности и предъявление иных требований к третьим лицам, организация и проведение торгов, в том числе на электронных торговых площадках, расчеты с кредиторами и т.д.);

Возможно предоставление отдельных видов консультационных, юридических и бухгалтерских услуг в рамках уже проводимых процедур банкротства (анализ, составление соответствующего заявления по следующим спорам: жалоба на действия/бездействие арбитражного управляющего, заявление о признании недействительными итогов торгов и заключенной по их итогам сделки, заявление о включении / отзыв на необоснованное требование кредитора о включении в реестр требований кредиторов должника, заявление / отзыв по обособленным делам об оспаривании сделок должника, привлечении контролирующих органов должника к субсидиарной ответственности и др.). Комплекс предоставляемых услуг оговаривается индивидуально, в зависимости от особенностей той или иной процедуры банкротства и статуса должника.

По отдельным блокам предоставляемых услуг Вы можете получить информацию в соответствующих разделах сайта:
- Урегулирование корпоративных споров посредством проведения процедур банкротства
- Участие в торгах по продаже имущества должников, признанных банкротами
- Банкротство отсутствующего должника
- Ликвидация юридических лиц, в т.ч. ликвидационные процедуры банкротства
- Анализ финансового состояния должника и иные услуги, предоставляемые арбитражным управляющим
- Иные юридические и бухгалтерские услуги, в т.ч. несвязанные с проведением процедур банкротства
- Стоимость услуг, контакты

Услуги, предоставляемые специалистами "Банкрот-Информ" могут предоставляться как очно, так и дистанционно (по конкретным действиям, не требующим личного участия исполнителя услуг) на основании предоставленных электронных копий документов.

Для заказа услуг Вы можете звонить по телефону: +79297937003, либо отправить электронное письмо с описанием проблемной ситуации и желаемого вида услуги на e-mail: main@bankrot-inform.ru